?

Log in

Эластичный город. Природная интеллектуальная среда обитания - Артомалия [entries|archive|friends|userinfo]
Eduard Haiman

userinfo | информация о авторе
archive | архив жж
frontpost1 | облако ссылок
2 | облако книг
3 | облако понятий

Links
[Links:| - Experimental Space - - Посты на LookAtMe - - I watch I show - ]
[основные метки| проектирование исследование ресурс фото анимация графика ]

Эластичный город. Природная интеллектуальная среда обитания [2009-11-08|18:38 ]
Eduard Haiman
[Tags|, , ]

Проект для конкурса "Постисторический вызов / Архитектурный ответ"

Цель конкурса:

Сформулировать урбанистический и архитектурный ответ на постисторический вызов - двойной демографический феномен .

Вопрос к конкурсантам:

Как изменится: 1) структура расселения, 2) жилье, 3) сфера занятости, 4) досуг, развлечения и пр. в постисторический период?

Про конкурс писал здесь, с проектами победителей можно ознакомится здесь.


Проект представляет собой анализ и прогнозирование развития урбанистических структур. Предлагается концепция возникновения сверхновой городской ткани на основе прогнозирования изменений транспортных систем и характера жизнедеятельности человека. Рассматриваются изменения  технологий, материалов, структур, что существенно меняет восприятие мира.  Вводятся понятия «wiki-тектура», «аграриум» и «урбанистический атом» как результаты эволюции общества, технологий и самих городских структур. Эти изменения придают городским структурам эластичность, что означает большую степень свободы, возможность быстрых изменений, слияния технологического и природного. Эластичный город  —  это урбанистическая структура с потенциалом самоорганизации, где локальные владения и свободы человека тесно связаны со всем городом. Городом, в котором человек становится урбанистическим фермером, имеющим возможность напрямую менять окружающую среду и, тем самым, сочетающим в себе большие возможности и ответственности.

 Сегодня мы переживаем времена изменения самой сущности города. Субстанция города может поменяться  до неузнаваемости, при этом следуя лишь одной цели — соответствовать  состоянию  человечества.

Большие перемены могут стартовать в посткризисную эпоху при накоплении достаточных предпосылок. Чтобы понять вектор будущего развития необходимо оценить предпосылки и характер самого кризиса.















 




 
 03

Одним из главных факторов  развития города является транспорт. Развитие транспорта на сегодняшний момент идет по пути увеличения скорости, автоматизации и в то же время индивидуализации.  Развитие традиционных транспортных систем, таких как железные дороги и абсолютно новых, таких как системы Персонального Автоматического Транспорта и индивидуальных электрических средств передвижения типа Segway позволяют прогнозировать  расширение  доступности в 3-4 раза. Так высокоскоростные поезда увеличат зону комфортной доступности до 375км.
 
04

Характер жизни, а за этим и перемещения человека будут постепенно меняться.  Человека с таким новым поведением можно назвать «Турбулентный Человек». С развитием компьютерных технологий он будет все чаще совмещать офис с домом, где он сможет работать в разных командах над различными проектами. Наряду с увеличением  среднего возраста, тесное взаимодействие со своим домом делает  локальное место обитания все более значимым для человека.  В то же время, он все чаще совершает  более быстрые и дальние поездки. Чаще переезжает с места на место. Амплитуда, частота и турбулентность  его перемещений  постоянно увеличиваются. 
05
Города испытывают все большие проблемы в обслуживании уплотняющегося населения. И в какой-то момент кризис переуплотненного города, новейшие технологии  и сам изменившийся человек запустят процесс расширения города. Эта вспышка подобна вспышке сверхновой звезды, при которой границы города расширятся в 3-4 раза, городские образования равномерно рассеются по территории, смешиваясь с природной средой. Новые границы городов перекроют друг друга и города, в прежнем понимании, исчезнут, а вместо них начнет формироваться сверхновая городская ткань. Какими же характеристиками должна обладать эта новая слитая урбанизировано-природная среда.06
Точечные скопления будут соединяться густой сетью транспорта трех типов. Ближайшие расстояния можно преодолевать на Автоматическом  Персональном Транспорте (PRT) или на электрическом транспорте типа Segway. Он позволит максимально  легко и быстро отдаляться от транспортных узлов высокоскоростного PRT, который, в свою очередь, сможет соединить сетью все транспортные узлы. Эти транспортные узлы  будут основываться на основе автоматизированной Глобальной Геоинформационной Системы, в которой будут учитываться плотность населения, потребности перемещения, экологические регламенты и т.п.07
Какими характеристиками будут обладать новые городские образования? 

Меняются соотношения между сложностью и простотой. Архитектурный объект приобретает новые свойства. Он начинает походить на современное электронное  устройство.  Внешняя простота интерфейса сочетается со сложной внутренней начинкой.
08
Построение городских структур, начиная от всего городского пространства и кончая материалами из которых они созданы, смещается от конструкции к веществу. Все становится более мелкодисперсным и гетерогенным, приобретая свойства сложных смесей и кристаллических решеток.09
Общение с компьютером  изменяет сознание. Для человека все больше становится привычным и значимым  возможность отмены действий. Формируется сознание «Ctrl+Z», для которого отсутствие возможности отмены действий критично. В конечном счете, в контрасте с возможностью отмены действий в обыденной компьютеризированной жизни, человек приобретает на личном опыте осознание того, что природа лишена такой возможности и следовательно насколько  мир хрупок, и что он практически не имеет возможности отката событий без печальных последствий. Это сознание существенно для формирования сверхновой городской ткани устойчивого развития.10
Меняются производственные отношения, а вместе с ними и социально-экономические. Происходит смещение от механической обработки, в процессе которой происходит вычитание  из материала всего лишнего в сторону технологий аддитивного производства. Такой процесс представляет собой более природосообразную систему создания чего либо, добавлением  к первоначальной материи новых элементов.

Постепенно происходит переход от промышленного поточного производства к индивидуальному домашнему или офисному. Возможность «печатать» изделия дома изменяет специфику культуры владения. Возможность изготавливать изделия, изменять их и преобразовывать в другие снимает необходимость накопления вещей. Ценным становится не владение вещью, а владением ее информационной моделью, что позволяет в любой момент воспроизвести вещь вновь. В конечном  счете, может сформироваться экономическая среда, которая будет действовать  подобно природной биосфере.
11
Такие изменения и в технологиях и сознании людей приведут к существенному изменению сущности архитектуры. На смену архитектуры прийдет Wiki-тектура. Она станет следующей эволюционной ступенью после Интерактивной или Параметрической Архитектуры. Такая архитектура получит черты присущие сейчас системам построения сайтов Wiki . Для нее будут характерны моделирование не зданий, а семейств, подлежащих индивидуальной настройке, возможность правки объекта его пользователями средствами самого архитектурного объекта и гиперструктурность, т.е. сложные отношения между частями структуры, придающие всей структуре свойства самоорганизации.12
Одной из важных черт сверхновой городской ткани является ее включенность в природную среду. Необходимость установить новый баланс между природой и городом вызовет необходимость растворить большие сельскохозяйственные угодья в городской ткани.  Новые сельскохозяйственные  технологии, развитие систем автоматизации и сервисной индустрии позволят создание специальных агрокультурных мест внедренных в городские структуры, так называемые «аграриумы». Они могут выстраиваться в аграрные небоскребы или быть частью домашней инфраструктуры. Такие внедрения подобно переменам производственных отношений могут существенно изменить характер продовольственной экономики.13
Структурной единицей новой wiki-тектуры будет урбанистический атом.  Это самодостаточное жилое, корпоративное или общественное городское образование, являющееся единицей эластичного города  и представляющая собой сплав природных и интеллектуальных систем. Атом включает в себя пользовательские пространства (жилые, общественные и т.п.), коммуникационные пространства (интернет и т.п.) системы энергообеспечения, водоснабжения, аграрные и производственные системы. Главными его характеристиками станут  самодостаточность, самоорганизация, самообеспечение, а также, возможность самовозведения.14

для просмотра во весь экран нажмите на окно

жду вопросов, размышлений и критики!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: ptico_sova
2009-11-08 20:05 (UTC)
... Утопические проекты сложно анализировать и критиковать. Наверно потому что это все набор идей которые по отдельности довольно интересны, а в общем сложно представить как они будут взаимодействовать и работать. Вот например идея отката каких-то глобальных действий или локальных, неважно. Идея хорошая, но каким образом воплощаемая в реальность.И другой вопрос, а будет ли от этого лучше? Это как поменять что-то в прошлом для улучшения будущего, но не факт что изменения череды событий не пренесут более плачевные последствия в итоге. Дальше увеличение или расширение городов это не лучший способ как по мне. В итоге эта же территория заполниться и уплотниться так же как территории современных городов. Урбанизация природы, сельского хозяства тоже не лучший вариант. В итоге не останется природной среды как таковой, а город превратиться в какой-то инкубатор или фантастический механизм который будет работать только на самообеспечение жизнедеятельности. Такой город теряет все свойства города и превращяется в завод, фабрику. Опять же компьютеризация и автоматизация приводит к тому что человек больше перестает влиять на все городские процессы. И чем же тогда заниматься людям? Уже в настоящее время не хватает мануфактурности, многие ремесла изживают себя, все то что делается людьми перестает удивлять или радовать, потому что в нем нет, как бы банально не звучало, души. Вот наверно поэтому удивляют исторические города.) Мне кажется что в будущем будут более актуальны идеи развития городов на основе НЕР или линейных городов, это может решить проблемы мегаполисов, разгрузив их и предать новый смысл и содержание перефирии.
В общем можно философствовать до безконечности... Скорее всего нужно все элементы разобрать со всех сторон, и отрицательные последствия предположить и представить себе хотя бы минимально по этапно способы реализации. А потом уже критиковать...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 12:12 (UTC)
Очень много написали, даж не знаю с чего начать ответ)
Во первых - это не сколько проект, сколько исследование вариантов разития. Это не то что нужно сделать, это то как может все развиваться с естественным течением времени и немного визением.
Во вторых - Постисторически феномен предсказаный Капицей говорит о том что к 1940г. прекратится рост населения земли. А это значит, механизмы действующие сейчас перестанут работать. Следовательно надо понять какие будут механизмы влиять на развитие, собственно это я и пытаюсь сделать в проекте. Собственно поэтому, например, рассеиные города не будут заполнены.
В третих - вопросы духовности это извечный вопрос, но по моему времени в мире столько сколько становится не интересным столькоже становится интересным. Объект духовности меняется. Следовательно то, что не имеет мысла сейчас может преобрести смысл позже, и наоборот.
В четвертых - когда вы говорите о мануфактуронсти вы следуете моему развитию мысл которую я показываю на слайде №11 "устойчевое производство". в котором я показываю смещение от массвого к индивидуальному, а значит в ваших терминах "мануфактурному". поправте если я не прав.
В пятых - когда вы говорите "города превращаются в фабрики" я показываю что они превращаются в урбанистические фермы, а это значит увеличение социальной и индивидуальной ответственности, что врядли можно назвать плохой переменой.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olena_d
2009-11-08 23:53 (UTC)
У меня вопрос вот в чем: а если возможность и потребность расширять города лет через 20-30 просто отпадет сама собой? если рождаемость перестанет перекрывать смертность? Соответственно, необходимость экономии пространства уже не будет проблемой. Печально, конечно, но прирост населения сейчас работает на "-". На счет транспортной среды, то здесь нужно думать как разгрузить дороги, обезопасить движение и хотя бы частично разграничить жилую среду и транспортную. Возможно те виды сверхмощного транспорта, о которых говорится в работе, сподвигли бы человечество как можно меньше использовать личный автомобильный транспорт.
Все равно все идет к развитию подобной среды. В Украине в последнее время стали уделять внимание развитию урбанистики, как науки. Так что мы, возможно, скоро вылезем из груды «мусора». Кстати, а как будут обстоять дела с мусором? Это ведь огромные площади и утилизировать его весь нельзя.
А вообще, мне работа понравилась. Особенно, схемки)))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 12:16 (UTC)
во первых термин "Постисторический" говорит о том, что принимается концепция Капицы, о остановки роста население на уровне 11млн.человек гдето к 2040 году. Но к тому моменту оно увеличится почти в 2 раза, в тоде время еще больше станит приток населения в города. Следовательно городской колапс предсказаный мной может все таки случится. И следовательно запустить те механизмы о которых я и повествую в проекте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2009-11-09 09:21 (UTC)
т.е. транспорт/зонирование остается приоритетом,
тыкж они и есть главные убийцы ткани, откуда новая а тем более сверхновая?:(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 11:50 (UTC)
так вроде как объясняю откуда. и что значит убийцы? и при чем тут зонирование? Если по вашим венам можно пустить яд, то не значит, что вены это убийцы. Тем более я показываю совсем иную систему, что есть сейчас.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: archiverba
2009-11-09 12:15 (UTC)
продолжая сравнение с венами:
если вены будут разрастаться равномерно поглощая все другие ткани — это рак.
Городская ткань поглотит природные, и сельские? Или эта ткань уже не может называться городской. Например в Европе это пригороды, которые существуют давно и с развитием транспорта становятся все популярнее. А сама идея жилья подальше от центра, в сельской местности, становится все доступнее и нет необходимости покрывать весь радиус вокруг города такой плотной сетью однородной ткани. Линейное, или другое развитие города вдоль дорог или точечное, вокруг каких-то районных центров, предоставляет больше возможности выбора доступности и отстраненности от общества. Я как бы за разнообразие:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 12:20 (UTC)
Я как бы тоже за ранообразие)
Отвечу так. Надо понимать, что такие виды транспорта как PRT это не сеть дорог, это транспорт может быть второго яруса, занимат минимальную площадь в отличае от дорог. А то что он такой разветвленный это то что аозволит не делать магистрали (венами), а все обеспечивать более узкими полотнами (капелярами), что и позволит растворить городскую ткань в природе. И мне кажется, жить в лоне природы, минимально нарушая ее это не такая уж плохая возможность...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2009-11-09 13:45 (UTC)
вы развиваете/усугубляете ту хрень, что есть сечас, если територия
жестко не зонирована, челу незачем ежедневно мататься/достигать чего-то за 375км.
ткань -это сплошные препятствия и заморочки, а не трубопроводы,вены:))
http://www.ljplus.ru/img4/i/s/isinda_bubuev/Zon-1.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/i/s/isinda_bubuev/Zon-2.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/i/s/isinda_bubuev/Amer.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/i/s/isinda_bubuev/Amer2.jpg
http://isinda-bubuev.livejournal.com/98705.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 14:16 (UTC)
вы не внимательны, он не мается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2009-11-09 14:20 (UTC)
комфортно доступает:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 14:21 (UTC)
точно!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 14:21 (UTC)
да и еще объясните, что вы хотели сказать данными картинками. Потому как я в них пока вижу подтверждение моих идей...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isinda_bubuev
2009-11-09 14:42 (UTC)
транспорт особенно индивидуальный антогонит ткань,
посему идея - чушь, фтопку!:) ето Крие остальные по ссылкам
http://community.livejournal.com/ru_architect/276769.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 14:46 (UTC)
так и не понял по какой причине так плох транспорт, будем считать что я не дорос)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 14:27 (UTC)
И что это вообще за картинки, откуда они и кого они?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_7151981
2009-11-09 12:16 (UTC)
В общем, мы за всеми руками-ногами, мы примерно в !это же время! и на ту же тему думали, здорово! (на критику не хватает пока сосредоточенного внимания, устал)

Как у тебя с мобильностью? Приезжай в Минск пообщаться и обсудить?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hameleon_ed
2009-11-09 12:23 (UTC)
Вообще с прибольшим удовольствием! Сейчас пока загружен, но возможно на пру дней к вам до НГ вырваться. У вас будет возможность встреиться?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-05-14 11:12 (UTC)

Напечатать город: как 3D-технологии приведут к культурн

Пользователь pofigisticus сослался на вашу запись «Напечатать город: как 3D-технологии приведут к культурной революции» в контексте: [...] форму. Полтора года назад в своем прогностическом исследовании «Эластичный город» [...]
(Reply) (Thread)